пятница, 27 марта 2009 г.

Земельный кадастр в Приднестровье - есть или нет?

Часть вторая.
Как происходит оформление прав на земельные участки.


Допустим, Вы обзавелись каким-либо строением, стоящим на земле и получили на него удостоверение на право собственности. Тогда, Вы имеете право долгосрочного пользования частью земельного участка, на котором расположено Ваше недвижимое имущество, в соответствии со ст. 23 ЗК ПМР. В этом случае, в архитектуре Вам предложат обратиться на имя главы Госадминистрации с письмом, примерно такого содержания: "Прошу провести инвентаризацию земельного участка и выдать соответствующий документ на право пользования земельным участком...". Вы пишите письмо, относите его в Госадминистрацию, там его регистрируют и направляют в архитектуру, поставив на контроль.
Получив письмо из Госадминистрации архитектура направит Вам письмо уже такого содержания: "... Вам необходимо заключить договор с директором ..(такой-то фирмы)... на проведение работ по инвентаризации земель и подготовки соответствующего документа... "
При этом, заключите Вы договор или нет, - вопрос уже на контроле у Главы Госадминистрации и архитектура будет отчитываться по этому поводу. Несколько странно, не правда ли? Такая форма выполнения работ была логичной, когда работы выполняла архитектура за счет средств бюджета. Письмо было основанием для выделения средств и логично было контролировать расход этих средств.

Вторая странность - почему архитектура за Вас решает, с кем именно Вы должны заключить договор на проведение данного вида работ? Ведь договорные отношения регулируются Гражданским Кодексом, а навязывание Вам конкретного исполнителя работ - это уже нарушение ст. 1 ГК ПМР.
В Тирасполе все работы данного вида выполняет исключительно хозрасчетная структура при архитектуре - МУП "Тирземлеустройство", находящееся в муниципальной собственности, так что вариантов выбора как бы и нет. Аналогичным образом происходит и в других районах республики.
Несколько инная ситуация в Бендерах. Так сложилось, что данный вид работ архитектура долгое время отдавала на сторону из-за нехватки своих специалистов. Таким образом, в Бендерах сложилась конкурентная среда в данном виде деятельности. Конкурентность - это хорошо для конечного потребителя услуг. Но когда направление на ту или инную фирму выписывает чиновник от архитектуры - тут уже создается почва для коррупции. Чиновник Вам расскажет, что та или эта фирмы - плохие, а третья фирма - хорошая. Вот только плохость или хорошесть напрямую зависят от заинтересованности этого чиновника. Т.е. де-юре провозглашена свобода договорных отношений, а де-факто чиновники всячески давят эту свободу.

Третья странность - почему Вам предлагают выполнить инвентаризацию замельного участка? Ведь Вам надо лишь оформить Ваше право на пользование землей. К тому же, заглянув в ЗК ПМР, Вы обнаружите, что понятие "инвентаризация земель" не определено среди основных терминов и понятий ЗК. Зато там есть такие понятия, как формирование земельного участка, межевание земель, кадастровый паспорт земельного участка про которые почему-то никто и не вспоминает. А российский закон о землеустройстве определяет инвентаризацию так: "Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель", что явно не соответствует смыслу работ проводимых для регистрации прав на земельные участки. Для оформления прав на земельный участок нужно всего две вещи - границы земельного участка и план земельного участка. Границы должны быть определены в государственных координатах и согласованы со смежниками. Таким образом, состав работ должен быть таким:
1. Определение координат границы участка.
2. Согласование границы со смежниками.
3. Изготовление плана земельного участка.

Странность четвертая - если Вы сразу пришли в архитектуру, зачем Вам оттуда идти с письмом в Госадминистрацию и ждать потом пока письмо будет передано в архитектуру, а из архитектуры Вам пришлют указание к кому идти заключать договор? Неужели нельзя было на месте сразу все это решить?
Тут, "по-секрету" хочется сообщить, - чем дольше по времени занимает та или иная процедура, тем больше возможностей у чиновника получить взятку за ускорение процесса.
Таким образом, чиновники всячески выстраивают систему под себя. И для этого у них всегда находятся веские доводы и основания для убеждения своих вышестоящих руководителей.

Итак, Вы получили направление в фирму-исполнителя работ. Если Вы первый раз сталкиваетесь с этой процедурой, то получив смету от исполнителя, с которым Вам предложено заключить договор, Вы будете шокированы цифрой, стоящей в графе "итого".

Если прикинуть, сколько земельных участков проходит процедуру оформление, то можно прикинуть, какой денежный оборот сопровождает эти процессы. А там где возникают денежные потоки, обязательно возникают структуры, которые хотят пропустить эти деньги через себя и стремятся все поставить под свой контроль.

Допустим, Вы квалифицированный заказчик и понимаете, что написано в смете, тогда Вы можете поторговаться и снизить цену. Так же Вы можете выбрать другого исполнителя работ, который согласится сделать эту работу дешевле. Но тут возникает другая проблема - чиновник от архитектуры, который направил Вас к данному исполнителю, не захочет принимать работу от другого исполнителя, ведь это противоречит его корыстным интересам.

К сожалению, большинство землепользователей предпочитает не заморачиваться и идут на поводу, выплачивая все, чего от них требуют, даже если в смете присутствуют виды работ, которые в принципе не могут быть выполнены и, естественно, они не выполняются.
"А кто нас проверит?" - крылатая фраза бывшего Начальника ГУ "Отраслевое управление земельных ресурсов", а ныне заместителя Начальника этого же ГУ, который фактически является исполнителем работ "под крышей" фирмы "Сокол". Собственно, именно за это его и переместили в замы...
И действительно, а кто проверит того, кто сам себя назначил контролирующим и проверяет всех остальных?

В результате цены на выполнение работ по инвентаризации земель растут как грибы.
Единственный способ остановить рост цен - это упростить всю процедуру и создать конкурентную среду. Но как этого добиться, если процедуру навязывает исполнитель и контролер в одном лице под свои собственные корыстные интересы? Если даже прокуратура не может ничего с этим сделать? Все всё знают, сложившаяся практика противоречит действующему законодательству, но ничего не меняется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий