пятница, 27 марта 2009 г.

Земельный кадастр в Приднестровье - есть или нет?

Часть первая.
Размышления о структуре и иерархии земельного законодательства 

В силу ряда причин мне пришлось вникать в нюансы земельного законодательства и в вопросы, сопровождающие оформление прав пользования земельными участками в ПМР. Все, кто хоть раз оформлял право собственности знают, насколько путанные процедуры приходится выполнять, сколько инстанций приходится оббегать и сколько сил и нервов надо потратить для того, чтобы все оформить. Если в отношении собственности на жилье все более-менее однозначно, в силу того, что подобное оформление существовало и в советские времена, то с землей все существенно сложнее, поскольку в советское время собственности на землю не было - вся земля принадлежала государству и оформление прав собственности на землю отсутствовало. В середине 80-х годов были предприняты попытки как-то упорядочить юридические права на землепользование, было введено понятие Государственный Акт на право пользования землей. Но на практике это было реализовано лишь в единичных случаях. 
На сегодняшний день земля в Приднестровье по-прежнему принадлежит государству и дается в пользование юридическим или физическим лицам в долгосрочное пользование на 99 лет или в бессрочное наследуемое владение, что по сути является аналогом собственности на земельные участки.
Земельный Кодекс (ЗК), принятый в 2002 году разрешает землепользователям продавать свое право на пользование землей, хотя механизмов реализации этой возможности нет до сих пор. Более того, сотрудники землеустроительных служб не зная ЗК вводят всех в заблуждение о том, что землей ведает и перераспределяет ее Государственная администрация в их лице. Таким образом, при купле-продаже зданий, строений и другой недвижимости, расположенной на земельных участках новый собственник обращается в Госадминистрацию с просьбой о закреплении земли. При этом граница участка может быть изменена в сторону уменьшения его площади.
Принимая Земельный Кодекс Верховный Совет руководствовался идеями о создании рынка прав на земельные участки, что должно было вовлечь в оборот финансовые средства соответствующие стоимости земельных участков, что в свою очередь должно было увеличить денежные поступления в бюджет. Но до сих пор, по истечении 7 лет после принятия ЗК, принципиально ничего не изменилось.
По-прежнему на практике руководствуются нормативными актами Министерства Природных Ресурсов и Экологического Контроля (МПРЭК), которые разрабатывает ГУ "Отраслевое управление земельных ресурсов" не приводя их в соответствие с ЗК ПМР. Практически, сотрудники ГУ подготавливающие нормативные акты по реализации земельного законодательства не имеют знаний в области земельного законодательства. Поэтому и требуют исполнения лишь своих нормативных актов, которые им знакомы.
Складывается абсурдная ситуация, когда депутаты (законодательная власть) принимают законы, а исполнительная власть разрабатывает нормативные акты во исполнение этих законов в противоречии с самими законами и требует неукоснительного исполнения этих нормативных актов, таким образом вынуждая землепользователей оформлять свои земельные участки с нарушениями основного закона - Земельного Кодекса ПМР.
В отсутствии стройной системы оформления прав на земельные участки каждый чиновник на своем месте делает что и как ему заблагорассудится, что порождает коррупцию и взяточничество. Таким образом, бюджетные деньги (налоги, собираемые с нас) тратяться не на упрощение и улучшение системы, обслуживающей население, а на усложнение и запутывание этой системы. Когда конкретному должностному лицу указываешь на противоречие и несоответствие закону тех требований, которые он выдвигает, следует ответ - "хотите что-то оформить, выполняйте все, что мы от вас требуем, тут мы принимаем решение, а не дураки-депутаты, которые не могут принять правильные законы..."

Итак, как выглядит нормативная база, которая регламентирует порядок оформления прав на земельные участки?

В вершине всего законодательства стоит Конституция ПМР, ст.5 которой закрепляет исключительную государственную собственность на землю.

Затем следует Гражданский Кодекс ПМР (ГК ПМР), который определяет, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права на основе договора и любых не противоречащих законодательству условий договора.
Кому-то может показаться, что понятие договора к земельному кадастру не имеет никакого отношения, но этот момент и его понимание являются очень важными, потому что именно не знание этого положения гражданами часто используется чиновниками для получения своих выгод и реализации своих не должностных корыстных интересов.

Далее, Земельный Кодекс ПМР (ЗК ПМР), определяющий бОльшую часть вопросов землепользования.

После вышеупомянутых актов законодательства идут Указы Президента ПМР и Постановления Правительства, а за ними нормативные акты различных ветвей исполнительной власти.

Надо четко представлять себе иерархию нормативных актов, чтобы при возникновении противоречий между ними понимать, какой из актов является незаконным и не подлежит обязательному исполнению, более того, такой акт скорее всего является утратившим силу и, следовательно, незаконным.

(продолжение следует...)

1 комментарий:

  1. хорошая статья расскажите по подробней как уйти от этих поборов (приватизировали три магазина в 1997 г документы на здания сделали как полагается получили свидетельства в которых четко написано сколько земли закреплено за каждым объектом ,хотели оформить договор залога с банком банк сказал что без свидетельства на землю не оформят в архитектуре красиво рассказали что так мол и так нужно пройти всю процедуру заново попросили взятку за ускорение процесса и рассказали о том что каким то постановлением гос администрации г.Тирасполя от 2007г необходимо заплатить в виде одноразового платеж сумму равную налогу на землю умноженную н а 6 лет (хотя налог на землю платим четко ежеквартально) а про свои услуги тирземлеустройство не обмолвилось и словом вывезли спецов по объектам за 30 минут что то там они фотографировали(хотя объектам приватизации уже куча лет еще при совке стояли)через несколько дней подготовили смету и вызвали нас (глаза были на лбу 10000 руб пмр)- за какую трудоемкость такие тарифы статьи сметы бредовые я даже таких терминов не знаю которые там были описаны(имею два высших)+ к этому едино разовый платеж 6000 (и получается такая вилка банк ссуду не дает без документа проекты срываются ,обязательства перед кредиторами выполнить не можем) все таки это не правильно надо с этим бороться

    ОтветитьУдалить